ЛИКИ СТРАХА

Ее способность к добру и злу Фромм Э. Душа человека — М.: Теперь я могу отличать разные формы агрессивности, которые прямо или косвенно служат жизни, от злокачественной формы деструктивности — некрофилии, или подлинной любви к мертвому, являющейся противоположностью биофилии — любви к жизни и живому. Здесь я продолжаю исследование в данном направлении, обращая особое внимание на изучение сущности зла и проблемы выбора между добром и злом. Хотя обсуждение не-любви занимает большую часть данной работы, тем не менее в ней говорится и о любви, но в новом, более широком смысле — о любви к жизни. Не только мой опыт клинициста, но также общественное и политическое развитие последних лет побудили меня к исследованию синдрома распада. Все настоятельнее звучит вопрос, почему, несмотря на всю добрую волю и осознание последствий атомной войны, попытки предотвратить ее так ничтожны по сравнению с величиной опасности и вероятностью ее возникновения. Полным ходом идет гонка атомных вооружений, продолжается"холодная война". Именно тревога побудила меня исследовать феномен безразличия по отношению к жизни во все более механизированном индустриальном мире.

Сколько стоит написать твою работу?

Маркузе стал создателем Франкфуртской школы. В своей первой крупной работе"Бегство от свободы" Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает"свободу от" негативную и"свободу на" позитивную. Обратной стороной"свободы от" является одиночество и отчуждение.

Здесь по большей части нарезка цитат самого Фромма да пару моих привычных категорий, у таких людей вызывают страх, как и все.

В этой главе я хотел бы продолжить ход мысли Фрейда и исследовать роль, которую играет нарциссизм в национализме, национальной ненависти и психологической мотивации деструктивности и войны. При этом мне хотелось бы отметить, что понятие нарциссизма почти не нашло отражения в работах Юнга и Адлера. Хорни также не уделяет ему должного внимания. Даже в теории и практике ортодоксальных фрейдистов это понятие обычно применялось только в отношении нарциссизма у маленьких детей и психически больных пациентов.

Это объясняется тем, что Фрейд принудительно включил понятие нарциссизма в свою теорию либидо. Исходным моментом для Фрейда было его стремление объяснить шизофрению с помощью теории либидо. Перед лицом того факта, что либидо пациента — шизофреника, по — видимому, не имеет никакого отношения к объектам ни в реальности, ни в его фантазии , Фрейд поставил вопрос: Фрейд изменил свою точку зрения и указывал на Оно как на большой резервуар либидо, хотя кажется, что он так никогда и не отказался до конца от своих более ранних воззрений.

Но даже при нормальном развитии человек остается до известной степени нарциссичным в течение всей своей жизни. Фрейд обозначил основные линии этого развития, и в следующем абзаце я хотел бы коротко подытожить его результаты. Плод пребывает в утробе матери еще в состоянии абсолютного нарциссизма. Развитие индивида, по Фрейду, можно обозначить как развитие от абсолютного нарциссизма к объективному мышлению и объектной любви, хотя при этом речь все же идет о способности, имеющей известные границы.

Супругой Дарвина стала его кузина Эмма Веджвуд. Мэри стала его гражданской партнершей: Настоящую же любовь может познать только зрелый человек, который умеет любить.

Данная тема для них является запретной, и, чтобы не спровоцировать приступ страха смерти, они не желают даже ее касаться. Дело обстоит совсем.

В веке для капитализма стала более характерна не столько конкуренция, сколько кооперация крупных концернов. И тогда отпала необходимость доказывать, что непримиримая конкурентная борьба соответствует естественному закону природы. В прошлом веке власть базировалась в целом на патриархальных принципах подчинения авторитету Бога и короля.

В эпоху кибернетики капитализм, благодаря гигантской концентрации предприятий, а также оказавшись способным дать рабочим хлеб и зрелища, получает совершенно новые возможности контроля: Сегодня капиталистическому производству гораздо нужнее человек гибкий, внушаемый и легко обучаемый, нежели тот, кто задавлен страхом перед авторитетом. Анатомия человеческой деструктивности Читайте также:

Фромм, Эрих

Эрих Фромм разработал концепцию гуманистического психоанализа, в которой сочетались элементы марксизма, психоанализа, экзистенциализма. Будучи неортодоксальным марксистом, Фромм резко критиковал не только капиталистическое общество, но и построенный в СССР социализм, полагая что советская идеология не имеет ничего общего с учением Маркса.

По этой причине, также как ранее в гитлеровской Германии, книги Фромма в СССР были под запретом до конца х годов.

Авторизованный конспект работы Эриха Фромма, разрабатывавшего новых причин, вызывающих страх у человека перед свободой.

Это открытие атомной энергии и возможность ее использования в деструктивных целях. Это безработица и демографический взрыв [13, с. Задаваясь вопросом о полезности теоретических открытий социальной психологии, Фромм признается в том, что дать на него однозначный и убедительный ответ сложно. Пессимизм автора в отношении теории психологии вызван его уверенностью в важности осознания индивидуальных и социальных реалий.

По Фромму, человеческий мозг живет в двадцатом веке, сердце же большинства людей — в каменном. Отсюда недостаточная зрелость людей быть независимыми, разумными и объективными; неспособность вынести то, что человек предоставлен собственным силам и сам должен придать смысл своей жизни; подавление иррациональных страстей — в лечения к разрушению, ненависти, зависти и мести, вместо этого наблюдается преклонение перед властью, деньгами, суверенным государством, нацией; превращение учений духовных вождей человечества в клубок суеверий и идолопоклонства [13, с.

По мнению автора, результатом такого конфликта между преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью может быть самоуничтожение человечества, единственный же ключ к недопущению этого кроется в понимании фактов нашего социального бытия; в осознании, повышающего способность к объективности и разумному суждению. По Фромму, рассчитывать на преодоление заблуждений сердца на протяжении жизни одного поколения нельзя; на то, чтобы перерасти свою дочеловеческую историю, длившуюся сотни тысяч лет, человечество затратит неизмеримо больше чем время жизни одного поколения.

А для этого и необходимо развитие динамической социальной психологии, которая в состоянии противодействовать опасностям, вызванным прогрессом физики и медицины. Двойственность свободы В первой главе книги Эрих Фромм ставит вопрос о том, является ли свобода психологической проблемой. Кроме этого, для результативной борьбы с фашизмом необходимо понимать его сущность, борьба же без понимания неадекватна и бесполезна.

Развивая мысль, Фромм констатирует факт, что к моменту прихода фашизма к власти люди не были к этому готовы—ни практически, ни теоретически.

Типы агрессии

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно Эрих Фромм Эрих Фромм - выдающийся мыслитель ХХ века, во многом определивший общественные настроения своей эпохи. Немного найдется психологов, чьи идеи пользовались бы столь широкой популярностью во всем мире еще при жизни Фромма его основные труды выдержали десятки переизданий миллионными тиражами. В то же время множество практических психологов, увлеченных диагностическими и тренинговыми манипуляциями, почти ничего не знают о Фромме, так как ни тем, ни другим он никогда не занимался.

Его труды в основном посвящены философским, этическим, социально-психологическим вопросам природы человека, его места в мире, смысла его существования.

Трети страха можно назвать социальным страхом. Большое внимание этому виду страха уделили в своих работах З. ФрейдФромм. Для.

Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода -"дипломная работа". Философия Эриха Фромма машинам, бюрократии. Даже если бы государство, подчеркивал он, стало бы работодателем в виде абстрактного капиталиста, даже если бы весь общественный капитал был бы сконцентрирован в одних руках безразлично одного частного капиталиста либо одного государственного, общественного капиталиста все равно такое общество нельзя было бы назвать социалистическим.

Таким образом, в наследии Фромма имеется много оригинальных идей, повлиявших на сознание в.: Фромм обосновал возможности разностороннего совершенствования человека как живого, мыслящего и чувствующего существа. Для него существенно другое верность собственным заповедям. Сам Фромм в обстановке сциентистских увлечений столетия сохранил поразительную верность одной теме феномену человека.

Эта неотступность и оказалась пророческой. Ренессанс антропологического мышления в нашем веке в огромной степени подготовлен работами Эриха Фромма.

БОЯЗНЬ РОСТА

Затем и молим мы богов о детях, Чтоб супостатов наших отражали И другу честь умели воздавать. Не ясно ль всем, Что для себя он лишь кручину создал И смех злорадный для врагов своих? Если родители не преуспевают, ребенок должен добиться успеха, чтобы доставить им замещающее удовлетворение. Если они не любимы в частности, когда родители не любят друг друга , детям предстоит возместить эту нехватку любви; если они оказались бессильны в своей социальной жизни, они хотят обрести удовлетворение, контролируя своих детей и властвуя над ними.

Даже если дети удовлетворяют этим ожиданиям, они все же чувствуют вину, что не делают все возможное и значит разочаровывают своих родителей.

Фромм вводит разделение гуманистической этики и этики авторитарной. что хорошо и что плохо, она основывается на страхе перед авторитетом.

Эрих Фромм о парадоксах свободы Введение Может ли человек изменить свою жизнь, освободиться от сформировавшихся моделей поведения и мышления, выйти из тупика несчастливых обстоятельств? И если может, то как? Раньше или позже эти вопросы становятся важными для многих людей. Этими вопросами в разные времена задавались выдающиеся мыслители, философы, религиозные реформаторы. Они стремились к глубокому пониманию сущности свободы, искали пути ее достижения.

В этой статье мы рассмотрим оригинальные взгляды на проблему свободы выдающегося мыслителя века Эриха Фромма - , проведшего глубокий анализ психологического значения свободы для человека. Социально-психологическим парадоксам свободы посвящена первая книга Э. Фромм эмигрировал из нацистской Германии. Вскоре после завершения войны Э. Фромма, посвященные этическим и социально-психологическим парадоксам свободы, до сих пор сохраняют свой стимулирующий потенциал для самостоятельных поисков.

Книга вышла в свет в году, когда весь мир был потрясен триумфом фашизма, причем в Германии нацисты пришли к власти легальным путем, а их идеология встретила массовый отклик.

Фромм Эрих - анализ книги

От страха воют звери и как обезумевшие бьются птицы. Все, что сложнее, что выше стоит на лестнице эволюции, хорошо знает это гнетущее состояние. Однако человек, наделенный сознанием. Это сказано о страхе. С достаточной степенью условности можно выде- лить несколько видов страха, освещенных в философкой и стихологической литературе. Первое, о чем необходимо сказать — страх смерти.

Феномен «страха» в философии Томаса Гоббса крупнейшие представители, такие как З. Фрейд и Э. Фромм в своих трудах не раз.

Согласно концепции Фрейда, причины всех проблем человека следует искать в его детстве: Фрейд считал, что в основе многих нервных заболеваний лежит неудовлетворенный сексуальный интерес: Чтобы избавиться от невроза, больному достаточно осознать то есть вывести из бессознательного свое скрытое желание, и психоаналитик ему в этом должен помочь. Фрейд определял причину невроза, тщательно изучая все, что человеческое сознание контролирует не полностью и в чем бессознательное хоть как-то проявляет себя: Объяснение неврозов Эриха Фромма Интересную теорию неврозов предложил американский философ и психолог, представитель неофрейдизма Эрих Фромм.

Он полагал, что невроз возникает у людей, которые, уже будучи взрослыми, остаются привязанными в психологическом, а отнюдь не в сексуальном смысле к фигуре одного из родителей. Фромм строил свою теорию, исходя из следующих фактов. Мать любит своего ребенка, просто потому что он есть, она ничего не просит взамен — ее любовь безусловна. Отец же в отличие от матери требователен, и его любовь нужно еще заслужить. Отец хочет, чтобы ребенок хорошо исполнял свои обязанности и с возрастом становился похож на него.

Без этих условий отцовская любовь невозможна. Согласно Фромму, зрелый человек освобождается от материнской и отцовской фигур, выстраивая их внутри себя. Основа психического здоровья как раз и состоит в том, чтобы добиться гармонического соединения в себе материнского и отцовского сознания, Фромм считал, что человек, ориентированный исключительно на мать, будучи нежным и обаятельным в общении, в жизни эгоистичен и совершенно беспомощен, подвержен различным влияниям и нуждается в опеке.

Философия Эриха Фромма

С его творением"Бегство от свободы" у меня сложились какие-то особые отношения. Книга, в общем-то, совсем маленькая. И не сказать, чтобы тяжело написана. Но читала я её долгие месяца три. Первую половину заглотила залпом ещё в октябре - и застряла. Но дальше началось самое интересное.

Читайте интересные цитаты из книги «Бегство от свободы» автора Эрих Фромм. Более цитат и афоризмов, высказываний и «крылатых» фраз из .

Отчетливые формы этого механизма можно найти в стремлениях к подчинению и к господству или — если использовать другую формулировку — в мазохистских и садистских тенденциях, существующих в той или иной степени и у невротиков, и у здоровых людей. Сначала мы опишем эти тенденции, а затем покажем, что и та и другая представляют собой бегство от невыносимого одиночества.

Наиболее частые формы проявления мазохистских тенденций — это чувства собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности. Анализ людей, испытывающих подобные чувства, показывает, что, хотя сознательно они на это жалуются, хотят от этих чувств избавиться, в их подсознании существует какая-то сила, заставляющая их чувствовать себя неполноценными или незначительными. Эти чувства — не просто осознание своих действительных недостатков и слабостей хотя обычная их рационализация состоит именно в этом ; такие люди проявляют тенденцию принижать и ослаблять себя, отказываться от возможностей, открывающихся перед ними.

Эти люди постоянно проявляют отчетливо выраженную зависимость от внешних сил: Они стремятся не утверждать себя, не делать то, чего им хочется самим, а подчиняться действительным или воображаемым приказам этих внешних сил. Жизнь в целом они ощущают как нечто подавляюще сильное, непреодолимое и неуправляемое. В более тяжелых случаях — а таких довольно много, — кроме тенденции к самоуничижению и к подчинению внешним силам, проявляется еще и стремление нанести себе вред, причинить себе страдание.

Это стремление может принимать разные формы. Встречаются люди, которые упиваются самокритикой и возводят на себя такие обвинения, какие не пришли бы в голову их злейшим врагам. Другие — больные неврозом навязчивых состояний — истязают себя принудительными ритуалами или неотвязными мыслями. У определенного типа невротиков мы обнаруживаем склонность к физическому заболеванию, причем эти люди — осознанно или нет — ждут болезни, как дара божьего.

Объяснение неврозов Эриха Фромма

В религиозном, политическом или личном смысле понятие веры может иметь два совершенно различных значения в зависимости от того, используется ли она по принципу обладания или бытия. В первом случае вера — это обладание неким ответом, не нуждающимся ни в каких рациональных доказательствах. Этот ответ состоит из созданных другими людьми формулировок, которые человек приемлет в силу того, что он этим"другим" — как правило, бюрократии — подчиняется.

Этот ответ создает чувство уверенности, основанное на реальной или только воображаемой силе бюрократии.

Первую серьёзную попытку такого подхода предпринял Э. Фромм, . преодолевать свой страх перед неизвестностью и теми социальными и другими.

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности перенаселение и т.

А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания.

Ошо. Корень всех страхов. Что такое страх. Читает Nikosho